В давние годы
родился однажды могучий герой из рода богов; дочери ётунов — девять их было — родили его у края земли. Песнь о Хюндле Родила его Гьяльп, родила его Грейп, родила его Эйстла, родила его Эйргьява, родила его Ангейя, Атла и Ульврун, Имд и Ярнсакса героя родили. Взял силу земли он, студеного моря и силу кабаньей жертвенной крови... В германо-скандинавской мифологии Хеймдалль - бог из числа асов (др. исл. Heimdallr). Обозначается, как «светлейший из асов», «предвидящий будущее подобно ваннам» .В Младшей Эдде (“Видение Гюльви”) обобщается многое из того, что известно о Хеймдалле по разным эддическим песням: “Есть ас по имени Хеймдалль, его называют белым асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев и все они сестры. Еще его зовут Круторогий и Златозубый. Его зубы были из золота. Конь его зовется Золотая Челка. Он живет в месте под названием Химинбьёрг, у самого моста Биврёст. Он “стоит стражем” у Бильрёста - Радужного Моста, соединяющего Мидгард и Асгард (небо с землей), от великанов-ётунов. (“Речи Гримнира”,13) Химинбьёрг — Небогорье — осьмой двор, где Хеймдалль известно, храмами правит; в хоромине ухоженной божий страж веселый пьет свой добрый мед. Восьмой — то Химинбьёрг, Хеймдалль, как слышно, там правит в палате; там страж богов сладостный мед в довольстве вкушает. Ему нужно меньше сна, чем птице. Как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он, как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать. Есть у него рог, что зовется Гьяллархорн, и когда трубит он, слышно по всем мирам... Согласно мифам, рог Хеймдалля спрятан под корнями ясеня Иггдрасиль(По скандинавским мифологическим представлениям, основой вселенной является мировое древо — ясень Иггдрасиль ветви которого простираются над всеми мирами; на вершине его сидит орел, в середине четыре оленя щиплют его листву, дракон Нидхегг и змеи грызут его корни, по стволу носится белка Рататоск. Иггдрасиль соединяет верх (небо), середину (земля) и низ (подземный мир).Но не исключено, что в действительности здесь речь идёт не о роге, а о слухе, что хорошо согласовалось бы с образами двух других богов, приносящих себя в жертву, – Одина и Тюра. Можно предположить, что Хеймдалль тоже совершил акт самопожертвования, стоивший ему уха, – подобно тому, как Один пожертвовал глазом, а Тюр – рукой. Миф, повествующий об этом, утрачен, но, вероятно, в нём объяснялось, каким путём Хеймдалль обрёл свой тончайший слух (ведь и Один, пожертвовав одним глазом, стал всевидящим). Он мог принимать облик Рига, смертного первопредка трех социальных групп — знати, свободных крестьян и рабов. Имя аса Хеймдалля упомянуто в первой строфе знаменитого “Прорицания вёльвы”, в качестве прародителя одного из поколений людей. Слушайте, вы, превышние роды, меньшие, старшие - Все Хеймдалля чада! ... Внимайте мне все священные роды, великие с малыми Хеймдалля дети! ... О нем рассказывают, как о просветителе (“Риг им советы умел преподать;”) и зачинателе в буквальном и переносном смысле трех каст. Люди с тех пор, согласно "Песне о Риге" уже рождаются трэлами, карлами и ярлами, т.е. направление их судьбы определено этой принадлежностью к касте (и соответствующей физиологией, которая наиболее совершенна у ярлов).В то же время Риг-Хеймдалль учит своего третьего сына Ярла тому, что нельзя просто так передать через наследственность, как это происходит с обычным родом занятий (“Песнь о Риге”) : “Тут из лесов Риг появился, Риг появился, Стал рунам учить; сыном назвал его, дал свое имя, дал во владенье наследные земли, наследные земли, селения древние.” Поэтому для обретения знаний следует взывать к Хеймдаллю с помощью руны Кано. Кроме того, Хеймдалль как “сияющий ас” помогает пролить свет на любую тайну – к примеру, прояснить чьи-либо скрытые побуждения. Взывать к Хеймдаллю как учителю можно и с помощью руны Маназ, так как именно Хеймдалль обучает рунам людей. Дагаз же способствует “путешествиям” в Асгард и облегчает перемещение между мирами. Хеймдалль ассоциируется с зарёй нового дня, а потому взывать к нему следует обратившись лицом на восток. |